|
|
|
Статьи о дизайне 1. Стили и направления в дизайне и архитектуре. Древний мир Средние века Эпоха Возрождения
XVII-XIX вв. Современные стили
Стиль и стилистика - наиболее часто используемые слова в разговоре дизайнера с Заказчиком. При этом, данные термины для Заказчика могут иметь весьма туманный смысл. Понятие "стиля" часто трактуют утрированно или упрощенно, утверждая, например, что "Стиля всего два - Классика и Модерн". Другой крайностью является употребление целого спектра сложносочиненных понятий, например: "Сделайте квартиру в мягком хайтеке с элементами итальянской готики". Определение стиля в каждой практической работе дизайнера очень гибко и должно, прежде всего, опираться на индивидуальность Заказчика, его пожелания и его собственный вкус, а уже на этой базе стать концептуальным воплощением идей дизайнера. Кроме того, нельзя отрываться от так называемого архитектурного контекста, в котором проводится работа - необходимо учитывать конструкцию здания и окружающую архитектуру. Гораздо правильнее подходить к стилю как к языку для выражения основной идеи проекта. Формируясь в ходе проектной работы, идея может принимать те или иные стилистические формы. Именно это стремление к эстетическому единству объекта часто приводит к довольно условному понятию стиль. Определяемый скорее интуитивно, он подчас не укладывается в классические определения. Для того, чтобы вы все же могли составить мнение о существующих стилях, остановимся подробнее на некоторых основных. Древне-египетский стиль мы знаем исключительно благодаря развитому заупокойному культу древних египтян. Поэтому дошедшие до нас памятники - это храмы, дворцы и гробницы, т.е. монументальные сооружения, призванные олицетворять собой Вечность. Хотя стиль просуществовал на протяжении 4000 лет, традиции декорирования практически не изменялись. Стены, пилоны, колонны как правило испещрялись иероглифическими письменами и сценами погребальных ритуалов, где фигуры людей изображались в характерной "египетской" позе - голова и нижняя часть тела - в профиль, а туловище и руки - в фас. В постройках встречается 3 типа колонн - лотосовидная (капитель в виде цветка или бутона лотоса), папирусовидная (капитель в виде связки папируса) и гаторическая (капитель с изображением головы богини Гатор - женщины с головой собаки). Исключение составляет Амарнский период - период правления Аменхотепа IV (1368-1351 гг. До н.э.). Запрет многочисленных старых культов и провозглашение истинным богом самого солнца дало толчок развитию искусств "в сторону человека". Погребальные сцены сменили изображения бассейнов с плавающими рыбками, порхающих бабочек, трогательно-чувственных сцен из жизни. Скульптура тоже приобрела новые неканонические формы (бюст Нефертити). Впоследствии на элементах этого стиля базируется весь Ампир и отчасти Ар-Деко. Под античностью понимают архитектуру древней Греции и Рима. Древнегреческая архитектура, возникшая, на островах Эгейского моря была настолько гармоничной и целостной, что впоследствии воспринималась более поздними стилями (Ренессанс, Классицизм, Неоклассицизм) как первоисточник, как некий эталон для подражания. В отличие от египтян греки не были религиозными догматиками. Основываясь на мифологии, олицетворявшее силы природы, греческое искусство по сути являлось довольно реалистичным. Нельзя не упомянуть о возникновении геометрии, как науки, позволившую осознать пропорции как меру гармонии. Величайшим достижением греческих зодчих было "изобретение" ордера (художественной системы оформления стоечно-балочной конструкции) - дорического (Парфенон), ионического (хр. Ники Аптерос) и коринфского. Древние Римляне, не только полностью восприняли наследие греков, но и развили его, дополнив ордерную систему тосканским и композитным ордерами. Настоящее же достижение римлян в том, что совместив греческий ордер, италийскую арку и цилиндрический свод (у греков не было ни того, ни другого) они "изобрели" арочно-ордерную ячейку (триумф. Арка). Римляне также экспериментировали с такой потрясающе красивой формой, как купол. На Востоке родился и эволюционировал так называемый центрический тип храма, когда центральное помещение делалось большим и, как правило, перекрывалось куполом. Купол, являясь для верующих олицетворением рая небесного, присутствовал в качестве элемента любого храма. Однако купол имел довольно неприятную "конструктивную слабость" - он передавал на стены гигантский распор, из-за чего последние приходилось делать очень толстыми. Поэтому хроники часто отмечали обрушение куполов. Так было и со знаменитым собором св. Софии в Константинополе (Сейчас это Голубая мечеть в Стамбуле). При повторном возведении купола Анфимий и Исидор впервые использовали конструкцию, которую впоследствии назовут купол на парусах и будут массово использовать и по сей день. После крещения Руси в 998г. в Киеве, по образу Софии Константинопольской, строится София Киевская. Но чем дальше, тем влияние византийского зодчества на русскую культовую архитектуру все более ослабевает, уступая место исконно-русским традициям Черниговской, Владимирской и т.д. школ. Романская архитектура (X-XII вв., нач. XIII в.) В противовес восточному центрическому типу, на Западе развился тип храма, называемый базиликой. Важнейшим отличием романской архитектуры является наличие каменного свода. Ее характерными признаками также являются толстые стены, прорезанные маленькими окнами, призванные воспринимать распор от купола, если таковой имеется, преобладание горизонтальных членений над вертикальными, в основном, циркульные и полуциркульные арки. Повторяющаяся пространственная ячейка, образующая структуру средневековых церквей и соборов Западной Европы, называлась травея. Романская травея базируется только на квадратном основании, т.к. в те времена строители еще не могли выкладывать каменные своды на прямоугольном основании. Как только они этому научились, наступила эпоха готики. Готика (XII-XV вв.) Готическая архитектура зародилась во Франции в XII в. Средние века. Бесконечные войны. Жизнь ушла из городов в укрепленные замки и монастыри. Церковь настолько ортодоксальна, что полностью отвергает человеческое начало. "В моде" все "бестелесное" - удлиненные пропорции, ни малейшего намека на плоть. Возникает потребность в новом типе храма - просторном, эфемерно высоком, где человек чувствовал бы себя песчинкой. Так в стремлении максимально разгрузить пространство интерьера готические строители придумали систему вынесенных наружу аркбутанов (наклонных опорных арок) и контрфорсов, т.е. готическую каркасную систему. Теперь пространство между травеями заполнялось тонкими стенами, покрытыми "каменным кружевом" или цветными витражами в виде стрельчатых арок. Данная конструктивная система позволила достигнуть небывалой высоты сводов и, благодаря большим окнам, отличной освещенности. Колонны, поддерживающие теперь своды, стали тонкими и собранными в пучки. Главный фасад (Собор в Амьене) обрамлялся по бокам обычно 2-мя башнями, не симметричными, а слегка отличающихся друг от друга. Над входом, как правило, красуется огромное витражное окно-роза. Необходимо отметить некоторые особенности итальянской готики. Например, Дворец Дожей в Венеции: готические "трилистники" на окнах, небольшие окна-розы, пинакли, завитки-краббы, Однако, пропорции-то романские: сильные горизонтальные членения в виде карнизов и тяг, гладкая облицовка стен (вместо "кружева"), полуциркульные арки. Видимо в Италии настолько были сильны античные традиции, что готическое влияние здесь чувствуется лишь на декоративном уровне. Именно в Италии во 2-ой половине XIII в. начинается новая эпоха - Возрождение. В противовес средневековым догмам в философии возникло новое течение - гуманизм, утверждающее силу разума, ценность и значение человеческой жизни. Эпоха Возрождения в архитектуре начинается с творчества Филиппе Брунеллески. Брунеллески, не обремененный "опытом предшествующих поколений", воспринявший эстетику гуманизма и изучивший архитектуру Античности, смог совершить перелом в развитии архитектуры. Воспитательный дом Брунеллески сегодня не выглядит чем-то необычным, а тогда он просто произвел фурор. В конструктивном же смысле происходит замена каменного "готического" каркаса стеной. В средние века феодалы селились вдали от городов в фортификационных сооружениях - замках, но в связи с оживлением жизни в городах они стали строить себе городские "резиденции" - палаццо. Это, по сути, те же замки (прямоугольник с внутренним двором), но т.к. нравы смягчились, стало возможным отказаться от башен, где в случае осады отсиживались хозяева и заняться декорированием фасадов. Появляется этаж - горизонтальный пространственный слой, масштабно соотнесенный с ростом человека, выраженный в архитектурных формах на фасаде (Все, что было до Ренессанса принято называть ярусами.). Палаццо бывают рустиковые и ордерные. На них можно отметить отличительные ренессансные черты. Прежде всего, горизонтальные членения фасада на этажи. Ослабевание руста по направлению снизу вверх. Ордер (пилястры, полуколонны, сандрики над окнами) применяется не в масштабе всего здания, а в масштабе этажа, а вот карниз - наоборот, чрезвычайно массивен и соотносится со всем зданием. Интересны интерьеры позднего ренессанса. Его величайшим мастером был Микелянжело Буонаротти. Микелянжело был в большей степени скульптором, нежели архитектором. С этой точки зрения он создавал архитектуру как некий выигрышный фон для своих скульптур. Сравните интерьеры раннего (Ф. Брунеллески - старая сакристия в церкви Сан Лоренцо) и позднего (Микелянжело - капелла Медичи в той же церкви) Возрождения. Брунеллески еще очень уважительно обращается с Ордером, а Микелянжело с ним, можно сказать, просто играет - пилястра попала в угол - не беда, он "ломает" ее под прямым углом. Колонны и пилястры он сдваивает, меняет их ритм, ставит на них "разорванные" сандрики, раскреповывает стены и карнизы, придавая им дополнительную пластичность - это уже в чистом виде барочные приемы. Микелянжело считают одновременно и последним мастером Возрождения и создателем стиля Барокко, ибо именно он осознал его основной стилеобразующий элемент - пластику стены. Венец его творчества - Собор Святого Петра в Риме причисляют уже к стилю Барокко. Его последователи, двигаясь по пути усложнения, вообще отказываются от симметрии в композиции, открывая совершенно новые возможности стены. Она как бы лишается самой главной своей черты - надежности и монументальности, зато приобретает небывалую прежде пластику и динамику. Возникают здания с выпуклым, вогнутым или даже криволинейным фасадом. Например, барочный фасад церкви Сан Карло у четырех фонтанов Франческо Барромини. В интерьере (Шенбрун) тоже появляется капризная усложненность - скругленные углы, обилие зеркал, позолоченная лепнина, росписи потолков с использованием эффекта "перетекания" пространства в "заоблачную высь" - все это придает интерьеру подчеркнутую театральность. На фасаде, в прочем как и в интерьере можно видеть очень много таких декоративных элементов, как барельефы, скульптурные группы, вазы, картуши и т.п. Классицизм - это использование в оформлении помещений и фасадов элементов античной архитектуры, разработка, так называемой, ордерной организации декора. Стиль для основательных и консервативных людей. Апелляция, скорее, к фольклорным и природным формам декора. Дикий камень, ковка, готические формы проемов, зеленые уголки и т. п. Стиль считается характерным для поэтических натур. Модерн, стиль модерн (франц. moderne - новейший, современный), одно из названий стилевого направления в европейской и американской архитектуре конца 19 - начала 20 вв. В Бельгии, Великобритании и США оно известно как новое искусство (Art Nouveau), в Германии - югендстиль (Jugendstil), в Австрии - стиль Сецессиона (Sezessionstil), в Италии - стиль Либерти (stile Liberty), в Испании - модернизм (modernismo). Модерн стремился противопоставить характерным для XIX в. эклектическим заимствованиям из художественного наследия прошлого целостное эстетическое мироощущение (создаваемое с помощью синтеза искусств и широкого применения новых материалов и конструкций). Черты стиля модерн тенденция к комплексному решению архитектурно-планировочных и декоративных задач (уделяется особое внимание оформлению интерьера), изысканные живописные эффекты, увлечение текучими формами, как бы воспроизводящими ритмы живой природы, преобладание растительных орнаментов (стилизованные лилии, ирисы, орхидеи) и т.д. Наиболее последовательно модерн осуществил свои принципы в узкой сфере создания богатых индивидуальных жилищ. Но в духе модерна, стремившегося стать универсальным стилем своего времени, строились и многочисленные деловые, промышленные и торговые здания, вокзалы, театры, мосты, доходные дома. Архитектура модерна была первым шагом в архитектурном развитии 20 в. Она искала единства конструктивного и художественного начал, вводила свободную, функционально обоснованную планировку, применяла каркасные конструкции, разнообразные, в том числе новые, строительные и отделочные материалы (железобетон, стекло, кованый металл, необработанный камень, изразцы, фанера, холст). Свободно размещая в пространстве здания с различно оформленными фасадами, архитекторы модерна восставали против симметрии и регулярных норм градостроительства. Характерен изысканной поэзией линий. Подчеркивает яркую индивидуальность владельца. Использование пластических форм Art-Nouveau для архитектурного оформления помещений на современной технологической базе. Практически полное отсутствие орнаментов. Стиль звезд, зародившийся в Париже в период между первой и второй мировыми войнами. Легкость и изящество декора, пытающегося воспринять скорость и напор наступающего века машин. Широкое поле для демонстрации хорошего вкуса. Порождение кубизма и Баухауза. Поиск рациональной эстетики, вскрывающей технологическую и утилитарную суть вещей. Отсутствие декора, как такового. Поиск идеальных пропорций и цветовых соотношений в основных формах. Абсолютизация технологического аспекта. Выделение несущих конструкций и коммуникаций. Часто имитация последних. Эклектикой называют эпоху внестилевого развития архитектуры. Эклектика наступает, когда очередной господствующий стиль уже "выработал себя", а новый еще не создан. Тогда зодчие обращаются ко всему архитектурному наследию (истории), заново обучаясь и переосмысливая накопленный опыт. Во всяком случае, именно так эклектику трактует современная история архитектуры. Мы тоже живем в эпоху эклектики (или, что то же самое, - историзма).
|
АртДуэт-дизайн предоставляет своим клиентам широкий выбор услуг в области дизайна. Разработка фирменного стиля, дизайн интерьера и архитектурный дизайн, дизайн интерьера ресторанов и клубов, телевизионных студий, сценический дизайн... Комплексный подход, привлечение специалистов в различных отраслях дизайна, позволяет нам воплощать самые смелые замыслы.
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В
начало |
Написать |
Позвонить: | |
Сopyright 1994-2004 АртДуэт-дизайн Разработка и техническое обслуживание АртДуэт-дизайн |
|